Галогенирование

15.1.4. Галогенирование

Фуран энергично реагирует с хлором и бромом при комнатной температуре с образованием полигалогенированных соединений, но не реагирует с йодом. В более контролируемых условиях можно получить 2-бромфуран [12]; реакция, по-видимому, протекает через образование 1,4-дибром-1,4-дигидроадцукта,; поскольку такие частицы были действительно обнаружены при низкой температуре с использованием спектроскопии ПМР [13]. В реакции с бромом в диметилформамиде при комнатной температуре гладко образуются 2-бром- и 2,5-дибромфураны [14].

Рисунок 1. Раздел 15.1.4. Галогенирование

Если бромирование проводят в метаноле, то улавливание интермедиата за счёт присоединения спирта по положению 5 с последующим метанолизом 2-бромида приводит к образованию 2,5-диалкокси-2,5-дигидрофуранов в виде смеси цис- и транс-изомеров [15], восстановление которых часто используют в синтезе 1,4-дикарбонильных соединений — незамещённое соединение эквивалентно янтарному диальдегиду [16], а нагревание с тиофенолом или фенилсульфоновой кислотой в кислой среде даёт 2-серосодержащие фураны [17]. 2,5-Диалкокси-2,5-дигидрофураны также можно получить электрохимическим окислением в спиртовых растворителях [15] [18] или удобным окислителем — монопероксифталатом магния в метаноле [19] (см. также «Реакции с окислителями», разд. 15.2.).

Рисунок 2. Раздел 15.1.4. Галогенирование

Присущая фурановым ядрам высокая реакционная способность может быть продемонстрирована на примере реакции фурфурола с избытком галогена, приводящей к образованию «мукогалогеновых» кислот; мукобромная кислота реагирует с формамидом, давая 5-бромпиримидин [20]. В контролируемых же условиях метилфуроат можно непосредственно превратить в его 5-монобром- или 4,5-дибромпроизводные, гидролизом и декарбоксилированием последнего можно получить 2,3-дибромфуран [21]; при бромировании фуран-3-карбоновой кислоты образуется 5-монобромкислота [22].

Рисунок 3. Раздел 15.1.4. Галогенирование


15.1.4. Галогенирование

Список литературы к главе 15

Упражнения к главе 15

Глава 15

Дополнительно:


Химия. Справочник школьника / Справочник предназначен для учащихся, их родителей, школьных учителей, охватывает все аспекты школьной программы по химии.Химия. Справочник школьника
Справочник предназначен для учащихся, их родителей, школьных учителей, ...
ЭВМ помогает химии / Рассмотрено применение ЭВМ в различных областях химии: синтез органических соединений, кристаллография, масс-спектрометрия и т.д. Описаны вопросы использования компьютерной графики и создание компьютерных информационных систем. Показано применение микроЭВМ в процессе обучения студентов и аспирантов-ЭВМ помогает химии
Рассмотрено применение ЭВМ в различных областях химии: синтез органических ...
Иониты в смешанном слое / В монографии описаны физико-химические свойства (набухаемость, ёмкость, стабильность, токсичность и др.) ионитов, применяемых в виде смесей. Подробно рассмотрены принципиальные основы применения различных сочетаний катнонитов и анионитов и способы осуществления процессов. Показана возможность выполнИониты в смешанном слое
В монографии описаны физико-химические свойства (набухаемость, ёмкость, ...
Полистирол. Физико-химические основы получения и переработки / Книга посвящена получению, переработке и применению полистирола — крупнотоннажного полимера, занимающего ведущее место в мировом производстве пластмасс. В книге впервые предпринимается попытка научного подхода к технологии получения и переработки полимеров, который базируется на методах математическПолистирол. Физико-химические основы получения и переработки
Книга посвящена получению, переработке и применению полистирола — ...